Как правильно установить антенну для рации
Часто клиенты, приходящие к нам, думают, что установка радиостанции и антенны на автомобиль не представляет никакой сложности. Почти каждый день мы слышим фразу: «Чего там ставить-то: прикрутил антенну и подал питание на рацию, прикрутил один болт, два проводка, вкрутил два самореза и готово». На первый взгляд, все примерно так, но здесь много подводных камней и разных нюансов.
Существует несколько вариантов установки антенны на машину, каждый из них имеет свои плюсы и минусы:
1. Врезание антенны в крышу или в крыло кузова.
Это наиболее предпочтительный вариант установки:
Преимущества:
- площадь рабочей поверхности антенны максимальна, из-за чего максимально эффективное направление излучения антенны почти горизонтально. (чем больше рабочая площадь штыревой антенны, тем ближе максимум диаграммы направленности в вертикальной плоскости к горизонту)
- диаграмма направленности антенны в горизонтальной плоскости приближена к круговой, что позволяет общаться с другими абонентами с одинаковым качеством, независимо от ориентации автомобиля в пространстве
- антенный кабель и разъем находится внутри салона, что обеспечивает наибольшую надежность и долговечность системы связи, так как кабель не перебивается и не окисляется.
Недостатки:
- Вам придется смириться с отверстием в автомобиле.
2. Установка антенны на кронштейн.
Это компромиссный вариант, который любят автолюбители, не желающие сверлить любимую машину.
Преимущества:
- Кузов автомобиля остается невредимым, отверстий нет!
- Качество и дальность связи в большинстве случаев лучше, чем с магнитной антенной, но хуже, чем с такой же антенной, врезанной в кузов.
Недостатки:
- Диаграмма направленности не круговая и в вертикальной плоскости имеет угол, больший, чем в первом варианте, т.е. связь в разные стороны может отличаться.
- По дальности, в целом, проигрываем врезанной антенне.
- Лакокрасочное покрытие не остается невредимым, т.к. кронштейн должен быть замассирован.
- Срок службы кабеля меньше, чем в первом варианте, так как часть кабеля находится на улице. Кабель, находящийся на улице, находится под действием солнца, осадков, солей и перепадов температур, поэтому нуждается в защите.
- Дороже, чем первый вариант на стоимость кронштейна.
- Поставить грамотно антенну на кронштейн почти всегда сложнее, чем врезать в кузов.
- На некоторые автомобили не подходит ни один промышленно изготовленный кронштейн, приходится делать его самому.
При установке антенны на кронштейн часто делают ошибки: или выбирают место установки слишком низко, или место, в котором нет массы. (смотрите страницу «Распространенные ошибки»). Зачастую прокладывают антенный кабель так, что он служит очень недолго: перебивается или быстро окисляется, так как антенный разъем не защищен от воды.
3. Установка магнитной антенны.
Это самый простой способ сделать связь на автомобиле:
Преимущества:
- Антенну можно поставить за несколько секунд.
- Диаграмма направленности антенны практически идеально круговая при установке в центр крыши.
Недостатки:
- Магнитные антенны собирают помехи от бортовой сети автомобиля.
- «Магнитки» портят лакокрасочное покрытие автомобиля, так как под магнит попадает песок, пыль и другой абразив, который царапает крышу при съеме/установке антенны на авто.
- Диаграмма направленности в вертикальной плоскости имеет больший угол к горизонту, чем первые два варианта установки, т.е. дальность связи меньше.
Здесь тоже бывают ошибки установки и эксплуатации магнитных антенн: многие ставят антенну на крышку багажника, теряя при этом дальность связи до 30-40%. Так же многие используют различные подкладки для того, чтобы не поцарапать лакокрасочное покрытие автомобиля. Лишь немногие знают, что любая подкладка под магнитную антенну ухудшает КСВ (коэффициент стоячей волны), а иногда настолько сильно, что связь почти пропадает.
Необходимо понимать, что кроме работы по установке антенны, важную роль играет питание радиостанции, место и способ ее установки. Все это влияет на качество связи, эргономичность использования и даже безопасность пользователя.